Действующее законодательство предусматривает, что гражданам РФ необходимо зарегистрироваться на территории России по месту своего непосредственного пребывания/жительства. И в связи с этим возникает ряд вопросов. К примеру, чем отличается регистрация от прописки? В обзоре ниже постараемся найти ответы, выяснив, для чего проводится регистрация, какие объекты недвижимости можно использовать для прописки, чем грозит отсутствие регистрации и т. д.
Прописка: появление и значение термина
Термин «прописка» появился при советской власти. Произошло это в середине 20-х годов прошлого века. Тогда Советом народных комиссаров было решено внедрять среди граждан паспорта. А отмечавшаяся в них прописка давала возможность руководству страны контролировать миграционные процессы и активно на них влиять. Теперь, чтобы жить в выбранном месте, гражданин СССР обязан был там прописаться. То есть фактически ему нужно было получить разрешение от государственных органов на место жительства.
Длительное время в роли популярных оснований для получения нужной прописки были:
- трудоустройство;
- заключение брака с одним из граждан города.
Из-за этого в СССР процветало заключение фиктивных браков, заключавшихся исключительно с целью приобретения прописки. Только вот последнее слово всегда было за властями. И они могли легко отказать в прописке, не опускаясь до официальных объяснений. Тогда гражданам необходимо было на протяжении 7 дней покинуть указанный населенный пункт, чтобы прописаться уже в другом месте.
На данный момент «прописка» как термин юриспруденции в законодательстве современной России не закреплен. Вместо него используют слово «регистрация». Соответственно, решив разобраться, чем прописка отличается от регистрации, получится, что на деле – ничем. Внешняя форма слов – это единственное различие. И когда говорят о регистрации, которая бывает как постоянной, так и временной, то имеют в виду ту самую прописку.
Чем отличается постоянная прописка от временной?
Постоянной называют регистрацию, проводимую по месту непосредственного жительства, в роли которого выступает собственная недвижимость (квартира/дом), которая:
- оформлена в личное владение;
- приобретена;
- получена по наследству;
- оформлена на основании договора о соцнайме.
Чтобы подтвердить наличие постоянной регистрации, в паспорт гражданина ставится специальная отметка (штамп). Действие у этого статуса бессрочное. И физлица самостоятельно решают, когда им хочется или требуется снять себя с учета, к примеру, чтобы переехать жить в один из других населенных пунктов. В отдельных случаях, когда человек, например, был признан по решению суда как без вести пропавший, собственники имеют право выписать его в одностороннем порядке.
На данный момент в РФ есть постоянная прописка и временная регистрация – отличия между ними в том, что вторая может быть получена при наличии первой. К примеру, когда россиянин постоянно проживает в каком-то российском городе, но решает приехать в Москву на заработки и остаться тут на период, превышающий 90 суток. То есть временной называют ту прописку, что проводили не по месту основного жительства, а по факту пребывания. Поэтому оформить этот статус можно с привязкой не только к дому или квартире, но и к санаторию или больнице, хостелу или отелю.
Для чего требуется использовать постоянную регистрацию?
Зная теперь, чем отличается прописка от временной регистрации, не помешает выяснить, для чего же нужны эти правовые статусы? Ведь в РФ у граждан имеется свобода передвижения. И они могут самостоятельно выбирать место жительства. Но по факту выходит, что так, да не так. Потому что одновременно с правами и свободами действует механизм регистрационного учета, накладывающий серьезные ограничения.
Например, сам факт регистрации не настолько важен, чтобы получить права на жилплощадь, к которой привязан. Но зато соцобеспечения без прописки не получить. Или другой пример – отсутствие временной регистрации вроде не должно мешать трудоустройству граждан РФ в Москве, препятствовать оформлению их детей в школе или использованию медицинских услуг в больницах. Только на деле выходит совсем наоборот.
Отсутствие регистрации сильно затрудняет оформление разного рода документации. К примеру, без нее не получить загранпаспорт, пенсионное удостоверение, водительские права и т. п. Попытка устроиться на работу покажет, что лучшие вакансии с «белой» зарплатой и возможностью работать на престижные компании будут недоступны. Оформить ребенка в детсад или школу в густонаселенной столице окажется делом почти невозможным. Та же ситуация с обращением в поликлинику и органы соцподдержки.
Весьма проблематично оформить ИП или юрлицо без постоянной или хотя бы временной регистрации. А даже если и сделать это, то будет очень сложно заключить договоры с партнерами. Потому что, скорее всего, никто не захочет налаживать деловые отношения с человеком, не имеющим определенного места пребывания/проживания.
Где и как оформляют регистрацию?
Для получения постоянной регистрации нужна привязка к одному из жилых помещений. И на эту роль подходит один из частных домов, квартир или семейных общежитий. Невозможно использовать для тех же целей апартаменты, т. к. законодательство присвоило им категорию нежилого помещения. Но зато их разрешено использовать для временной прописки. И подобные отличия порождают непрекращающиеся споры относительно апартаментов и их правового статуса.
Нельзя зарегистрироваться в объектах недвижимости, которые должны сносить. Как только в городском управлении примут решение о сносе дома, соответствующие инстанции уведомляются, что регистрационный учет по этому адресу больше не допускается.
Ну а оформление временной регистрации разрешается законом не только в домах/квартирах, но также в следующих объектах:
- санатории;
- гостиницы;
- турбазы;
- медучреждения;
- заведения системы ФСИН;
- кемпинги;
- нежилые объекты по месту осуществления трудовой деятельности.
Разрешается ли проживание без постоянной регистрации?
Законодательство РФ содержит норму, в соответствии с которой при смене объекта жительства граждане обязаны в течение 7-дневного срока зарегистрироваться на новом месте. Однако в то же время допускается ситуация, когда у человека отсутствует постоянная прописка. К примеру, свою недвижимость он продал, а новой, чтобы пройти регистрацию, у него нет. В таком случае необходимо получить временную прописку по месту непосредственного пребывания.
Отсутствие постоянной или временной регистрации не может привести к уголовному преследованию. Однако проживание в любом из населенных пунктов РФ дольше 90-дневного периода без регистрации запрещено. А наказанием за нарушение этого правила выступает штраф.
Статья 19.15.1 в Кодексе об административных правонарушениях гласит, что отсутствие регистрации при длительном проживании в СПб и Москве обернется штрафом в пределах 3-5 тыс. рублей. Для других населенных пунктов действуют меньшие суммы штрафных санкций: 2-3 тыс. рублей.
Как зарегистрироваться в квартире?
Для оформления прописки потребуется подать в государственные инстанции пакет документов. Сделать это можно одним из следующих путей:
- По интернету, воспользовавшись порталом госуслуг.
- Через МФЦ в районе, где расположен объект недвижимости.
- С помощью управляющей компании в доме, если у нее есть разрешение на оказание услуг паспортного стола.
Перечень документации для подачи:
- Заявление.
- Оригинал и копия паспортного документа.
- Бумага, способная подтвердить право собственности.
- Бумага, подтверждающая наличие оснований, чтобы вселиться в квартиру.
- Если у объекта недвижимости несколько совершеннолетних пользователей, то необходимо их письменное согласие.
- Если прописывают несовершеннолетних или недееспособных граждан, то прилагаются документы попечителя, опекуна.
Прилагать документ о прописке на прошлом месте проживания не требуется. А старая прописка автоматически будет отменена при получении новой.
Зная теперь, чем отличается прописка от регистрации, как и где оформляются эти статусы, а также чем грозит их отсутствие, становится проще сориентироваться в текущей жизненной ситуации. А если остались вопросы, то всегда можете обратиться к нам за профессиональной помощью, и мы с радостью поможем получить нужный документ в кратчайшие сроки по разумной стоимости и с минимумом хлопот.